Мотовозы серий МУГ2
Эти мотовозы изготавливались Калужским машиностроительным заводом с 1931 по 1939 год. Мотовоз имел осевую формулу 0-2-0, и приводился в движение двигателем ГАЗ-АА (бензиновый 40 л.с. ) или ГАЗ-42 (газогенераторный 29 л.с. ). Двигатель мотовоза был установлен перпендикулярно оси пути на сварной металлической раме. Крутящий момент передавался от двигателя через четырехступенчатую коробку передач, реверс-редуктор и цепные осевые передачи на обе колесные пары. Кузов мотовоза - деревянный, с кабиной, расположенной по центру рамы над двигателем и с двумя ящиками для балласта по краям. Масса мотовоза 8 т.
Мотовозы серии Муз4, Музг4
Эти мотовозы с 1934 года строил Калужский машзавод, а с 1947 их выпуск был налажен на Ликинском заводе, затем на Онежском, в 1949 году мотовозы стал строить Калининский машиностроительный завод (позже - Калининский экскаваторный). В качестве силовой установки на мотовозах Муз4 применялись бензиновые двигатели ЗИС-5 , КАЗ-120, ЗИС-120 и УралЗИС-120, на Музг4 - газогенераторные ЗИС-21А, УралЗИС-352. Для получения генераторного газа устанавливались газогенераторы с автомобилей ЗИС-21А, типа «ЦОЙХ», ЦНИИМЭ-20 и УралЗИС-352. Мотовозы имели четырехосный экипаж с двумя двухосными тележками, передача крутящего момента от двигателя к колесным парам осуществлялась через четырехступенчатую коробку передач и реверс-редуктор. Передача от реверса к промежуточным осевым редукторам – карданными валами, от промежуточных редукторов к осям - цепями. Двигатель на мотовозе располагался продольно, деревянная кабина размещалась по центру над реверс-редуктором, некоторые мотовозы оборудовались электростартерным пуском.
В процессе выпуска мотовозов в их конструкцию вносились различные изменения, кроме этого мотовозы различных заводов отличались между собой конструкциями кабин и капотов, на мотовозы последних годов выпуска устанавливались металлические кабины.
Финские мотовозы Мф и Мгф
С 1946 года завод «Локомо» в Финляндии, взяв за основу экипаж паровоза ПТ-4, наладил выпуск для финских УЖД мотовозов типа MOVE1 (бензиновые) и MOVE2 (газогенераторные). Позже аналогичные мотовозы стали строится для поставки в СССР, у нас они получили обозначение Мгф (газогенераторные) и Мф (бензиновые). На мотовозе устанавливался двигатель Скандия164F или его газогенераторное исполнение 164FG с газогенератором «Моноратор». Мотовоз оборудовался электростартерным пуском с двумя стартерами и пневматическими прямодействующими тормозами с односторонним нажатием на все колесные пары. Всего в СССР было поставлено 77 таких локомотивов.
Мотовозы ИК
Данные мотовозы в небольшом количестве строил Онежский тракторный завод. Мотовоз - двухосный с газогенераторным двигателем ГАЗ-42, мощностью 29 л.с. Вес мотовоза в рабочем состоянии 4,6 т., максимальная скорость передвижения 37,6 км/ч. На первом мотовозе ИК вместо кабины машиниста устанавливалась кабина автомобиля ГАЗ-42 в сборе, на серийных мотовозах уже устанавливалась специально сконструированная кабина.
Мотовоз предназначался для работы на железных дорогах с легкими путями совместно с конной тягой.
Мотовозы серии Муз4Д
В начале 50-х годов на тракторах стал устанавливаться дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с., который оказался настолько удачным, что продержался в производстве с незначительными изменениями около 30 лет и стал основным двигателем мотовозов узкой колеи.
Имея мотовоз Муз4, хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации, Калининский машзавод установил на нем вышеупомянутый дизель. Для размещения нового двигателя усилили раму, изменили узлы крепления двигателя, добалластировали заднюю площадку, установили пятиступенчатую КПП, в остальном конструкция мотовоза осталась прежней. Кабину машиниста увеличили, сделав ее более просторной. Мотовоз получил обозначение Муз4Д (дизельный), и строился серийно начиная с 1954 года и практически до начала выпуска мотовозов ТМУ-61. В конце 50-х годов несколько дизельных мотовозов Муз4Д выпустил Онежский тракторный завод.
Мотовозы серии ДМ54
Этот мотовоз является дальнейшим этапом развития мотовозов Муз4 и Муз4Д. Он выпускался Онежским тракторным заводом с 1955 года, он выпустил всего два мотовоза, после чего их производство было передано на Камбарский машзавод.
По конструкции мотовоз был аналогичен мотовозам Муз4Д; на нем применялся дизель Д54, пятиступенчатая КПП от трелевщика КТ-12, выпускаемого в то время на ОТЗ, тележки от мотовозов Муз4(Д), но с усиленными рамами. Рама ДМ54 по сравнению с МУЗами была удлинена, кабина осталась от Муз4Д.
Мотовозы ДМ-2
В 1959 году Мозырьский экскаваторный завод выпустил небольшую партию (30 шт.) мотовозов имеющих значительно большую мощность нежели уже выпускаемые мотовозы. Новый мотовоз получил обозначение ДМ-2 (дизельный мотовоз). В качестве силовой установки на мотовозе был установлен дизельный двигатель ЯАЗ-М204А мощностью 127 л.с. Передача – механическая, с пятиступенчатой КПП, тележки были применены от мотовозов серии МУЗ4. Максимальная скорость передвижения мотовоза составляла 45 км/ч.
Мотовозы ТМУ-61
После прекращения выпуска мотовозов Муз4Д Калиниский экскаваторный завод продолжил выпуск мотовозов с двигателем Д54. Новый мотовоз получил обозначение ТМУ-61. Сам мотовоз был по конструкции аналогичен мотовозу МД54-4 (хотя правильнее говорить наоборот - МД54-4 аналогичен ТМУ-61).
Выпуск таких локомотивов продолжался с 1958 по 1963 год. С 1961 года на мотовозы стали устанавливать более мощный дизель СМД-14 от трактора ДТ-75, мощностью 75 лошадей.
Мотовозы МД54-2
С 1953 года мотовозы с дизелем Д54 начал строить Истьинский машзавод, они получили обозначение МД54-2. Можно сказать, что это был трактор ДТ54 на узкоколейном железнодорожном ходу.
На двухосных мотовозах МД54-2 устанавливался двигатель Д-54, коробка передач от трактора ДТ54, она соединялась с задним мостом от того же трактора, в корпусе которого был выполнен реверс. На полуоси заднего моста были надеты звездочки (по одной на каждую сторону), приводившие 2 цепями во вращение промежуточный вал, располагавшийся по центру рамы между осями, от этого вала посредством цепной передачи приводилась во вращение каждая ось мотовоза. Тормоза - ручные, нажатие колодок - одностороннее. Кабина машиниста тоже была заимствована от трактора ДТ-54.
Зачастую при ремонтах этих мотовозов его родной двигатель Д54 заменяли на более мощные СМД14 или Д60К.
Мотовозы МД54-4
Такие четырехосные мотовозы Истьинский машзавод начал строить с 1962 года. На них передача крутящего момента от двигателя Д54 к осям мотовоза осуществлялась посредством муфты сцепления, пятиступенчатой КПП от трелевщика ТДТ-40, реверс-редуктора и осевых редукторов. В тележках мотовоза МД54-4 был установлен промежуточный редуктор, который карданными валами соединялся с реверс-редуктором и осевыми редукторами каждой колесной пары в тележке. Первые МД54-4 имели малую кабину с дверями на петлях, затем длину кабины увеличили на одно окно, а двери сделали сдвижными.
Выпуск мотовозов МД54-4 Истьинским заводом был прекращен в 1973-74 годах, всего МД54-4 было построено не менее 4849 шт.
Истьинский машзавод также выпускал мотовозы типа МД54-4 и для стройремпоездов СРП2 Камбарского машзавода, который их приспосабливал в качестве передвижных энергоустановок. Для этого на мотовозы устанавливались удлиненные кабины по типу ДМ54, которые закрывали заднюю площадку - туда запихивали дополнительное электрооборудование и бригаду путейцев. Такие локомотивы получили обозначение МД54, строились они в отдельной от МД54-4 нумерации.
Мотовозы МД54-4 выпускал также Калининский экскаваторный завод (после прекращения строительства мотовозов ТМУ-61) и Камбарский машзавод, последний их строил всего пару лет, до 1974 года.
Мотовозы ЭСУ-Б
Помимо электростанций Губинским заводом на базе ЭСУ1 выпускался мотовоз ЭСУ-Б. На этих мотовозах полностью отсутствовала силовая электрическая схема и ходоуменьшитель, вместо генератора был установлен постоянно работающий компрессор ВВ0,25/10 с клиноременным приводом от дизеля и регулировкой давления разгрузочным клапаном. О системе нумерации ЭСУ-Б достоверных сведений нет, возможно они нумеровались в составе ЭСУ1 и ЭСУ1а.
|